Об авторском праве



Один из самых частых вопросов в связи с конкурсом молодых геймдизайнеров - а у кого будут права на присланные работы? Простыми словами ситуация такова:

  1. По умолчанию абсолютно все права принадлежат автору(-ам) произведения: "Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора." (ГК РФ 1228)
  2. Ключевые права делятся на неимущественные (право признаваться автором произведения) и имущественные (право извлекать прибыль и распоряжаться интеллектуальной собственностью). Это важное деление, но в интернете практически всегда мешают имущественные права, авторские и все остальные. Быть автором отнюдь не равно быть материальным хозяином.
  3. Авторские права навечно остаются с авторами: "Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен." (ГК РФ 1228). В России автором не может быть юрлицо, только человек.
  4. Вот этот пункт самый ключевой и именно из-за него столько чепухи выливается на просторы интернета - исключительные, в том числе имущественные права, отдаются автором только по договору в письменной форме. Публикуя что-либо в интернете, участвуя в конкурсах, посылая другу или знакомому, или заказчику на фриланс.ру (!), или помогая стартапу друга, бесплатно или даже за деньги (!), автор никоим образом не лишает себя каких-либо прав до заключения письменного договора: "Договор об отчуждении исключительного права заключается в письменной форме [...]. Несоблюдение письменной формы  [...] влечет недействительность договора." (ГК РФ 1234).
  5. С официальным работодателем вы письменно заключаете трудовой договор, а значит "Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное." (ГК РФ 1295). Но это касается только интеллектуальной собственности "созданной в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей"  (ГК РФ 1295).
  6. Но передача работодателю каких-либо прав не может затрагивать личные неимущественные права (пункт 2) и оставляет за автором право выбора, указывать ли себя в качестве автора: "Право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы [...]. Отказ от этих прав ничтожен."  (ГК РФ 1265). Поэтому в титрах к фильму, передаче, компьютерной игре или книге должны быть указаны все авторы, чей творческий труд используется в произведении - и сотрудники, и фрилансеры, и письма от читателей.
Без письменного договора в России никакие имущественные права никому никуда не отдаются, автоматически не переходят и не присваиваются. Помните, это главное. И если у вас возникает спор насчет интеллектуальных прав - консультируйтесь с юристами.

3 comments

  1. Но в других странах правовое поле иное. В частности, в EULA к игре Everquest II есть такие замечательные строчки: "You hereby grant to us a worldwide, perpetual, irrevocable, royalty-free, sublicenseable (through multiple tiers) right to exercise all rights of any kind or nature associated with your Content, including, without limitation, all intellectual property rights, and all ancillary and subsidiary rights thereto, in any languages and in any media now known or not currently known.". Права использовать ник персонажа или стих, написанный в чат EQII, даются Sony. Дичь :)

  2. А если сделать мод или карту к чужой игре?
    Мод Half-life принадлежит автору или Valve?

  3. Все права на непосредственно исполнение карты/мода принадлежат автору. Однако все права на саму игру и все ее графические, звуковые и прочие ассеты остаются у разработчика/издателя игры. Упрощенно, автор мода может распространять только сам мод в виде текстовой XML-ки, которая не включает никаких ассетов и кода непосредственно из самой игры. Но скриншот, на котором есть ассеты из игры - не может.


    Обычно лицензионным договором пользователю игры и редактора дополнительно даются некоторые неэксклюзивные права, например распространять свой мод с ассетами из игры исключительно в некоммерческих целях. Но это целиком на усмотрение разработчика/издателя и строго по лицензии.