Казалось бы, а при чем тут игры? Но Foursquare, лидер среди чекин-сервисов, быстро вырос в том числе и на игровой механике достижения и удержания статуса "мэра". Гео-социальные игры могут стать точкой самого бурного роста и так переживающей вторую молодость индустрии мобильных развлечений. Для одного из моих личных проектов я делал обзор, которым и хочу с вами поделиться.
Геосервисы
Все гео-сервисы построены вокруг чекина - объявления пользователем своим друзьям или всему миру где именно он находится прямо сейчас. Чекины происходят не по географическим координатам, а в привязке к местам и событиям - в Старбаксе на Тверской, на концерте Ранеток, или в своей уютной комнате. И разумеется со смартфона чекиниться можно быстро и везде, обычно в радиусе 500 метров от физического местоположения.

Android, iOS и все мобильные платформы, web
Патриарх отрасли и прародитель мании борьбы за мэрство - кто чаще всего чекиниться на объекте, тот и становится мэром. Для пользователя сервис дает возможность "локального" общения в контексте магазина, ресторана или любого другого места, и вполне очевидного социалайзинга. Главная цель - дать живую информацию о локальных заведениях недалеко от места где я сейчас.
Фишка: возможность создавать свои приложения поверх 4SQ и использовать открытый API, в том числе базу объектов и бизнесов.
Стоит позаимствовать: очень удобное управление профилем, друзьями.

Android, iOS, web
Главный конкурент Foursquare, сделавший ставку на коллекционирование предметов при чекинах. Бизнес модель компании была в сближении реальных и виртуальных товаров, следующий шаг к играм после ролевых элементов мэрства из 4SQ. Gowalla технически была первым гео-социальным сервисом, и первой же компанией, открывшей самый главный миф location-based индустрии: на самом деле пользователь не хочет быть гео-привязанным. Так что чекиниться в Gowalla можно было где угодно, хоть на луне. Год назад эта фича чуть было не склонила чашу весов против Foursquare, но увы - команда была продана фейсбуку, а сервис будет закрыт.
Фишка: предложение пользователю гида по городу, сборников рекомендаций
Стоит позаимствовать (пока сервис еще доступен!): мобильный интерфейс - очень чистый, приятный, отзывчивый.

Android, iOS
Заточенное под взаимодействие с локальными бизнесами гео-информационное приложение. Есть интересные игровые фишки - приключения, задания, клады. У разработчиков получилось сильное и хорошее взаимодействие с реальностью. Идея - сделать игровое приключение в реальном мире, с реальными местами, товарами и компаниями. Для бизнесов сервис дает много возможностей привлечения траффика. Все игровые задания связаны с действиями в реальном мире.
Фишка: Возможность людям самим создавать "треки" - наборы для чекинов и выдавать за них призы.
Стоит позаимствовать: одновременные действия с друзьями и активное использование акселерометра для действий.

Android, iOS (недоступно в России)
Успешно запущенный в штатах сервис для покупателей, основанный на модной сейчас теме геймификации бизнеса. Шоппинг превращается в сбор наград, зашел в магазин - получил 25 плюшек, отсканировал штрих-код товара дня - получил еще 100. Плюшки обмениваются на подарочные сертификаты, фейсбук кредиты, телевизор Sony или консоль XBOX 360.
Фишка: как и групон, сервис капитализирует в первую очередь себя
Стоит позаимствовать: цепочки заданий и сбор коллекций товаров в реальных магазинах
Этот сервис, как и некоторые другие дальше в статье, недоступен с российских телефонов. Так что для iOS понадобятся танцы с американским iTunes аккаунтом а для андроида поможет только root и взлом региона. Я поступил проще - купил второй андроид прямо в штатах :)
В заключение про гео сервисы
Существует масса других сервисов помимо четверки победителей, в которых я не нашел ничего интересного кроме стандартного набора "чекины-комментарии-друзья" или "чекины-скидки-предложения-награды". Поэтому одной строкой, для справки: Bizzy, Buzzd, Loopt, Aka-aki, Rummble, InCrowd, Geodelic. Помимо покупки фейсбуком Gowalla в индустрии также было несколько вялых exit'ов: Whrrl (куплен групоном), Where.com (куплен eBay), Brightkite (куплен Limbo). Я назвал их вялыми, потому что все кейсы - это покупка команды и обычно закрытие проекта.
По мнению большинства обозревателей, гео-сервисам недостает так модного в стартап-среде traction, что наглядно показал опыт прикрытого Facebook Places - массовый пользователь не понимает смысла, пользы и фана в чекинах. И текущее поколение гео-сервисов может остаться уделом фриков. Игры же интуитивно привлекательны для пользователей, и возможно именно играм предстоит откусить львиную долю пирога в $12.8b, с которого я начал обзор.
Гео-социальные игры
Новое поколение игр активно использует в своей механике реальный мир - карту (чаще всего Google Maps), места и объекты (Foursquare, Google Places), реальное местоположение и перемещение игрока (GPS), данные из реального мира - погоду, цену на недвижимость, штрих-коды товаров. И наиболее интересные из таких проектов - онлайновые, позволяющие населить виртуально-реальный мир игры живыми людьми, с которыми и против которых играть значительно интереснее. Гео-социальные игры не похожи ни на обычные игры, в силу уникальности мира и механиками на взаимодействие с реальностью, ни на "социалки" с их предельно казуальным собирательством и обязательным ежедневным спамом по друзьям.

iOS (недоступно из российского аппстора)
Пожалуй, самый необычный и визуально впечатляющий проект. Единственная игра со своей стильной реализацией трехмерной карты мира на основе данных OpenStreetMap. Игра хардкорна и сделана настоящими программистами, так что зубодробительная сложность и кривой интерфейс прилагаются, однако все сделано с душой и можно простить многое. Интересно, что ребята решили оставить достаточно жесткую гео-привязку к текущему местоположению. Перелет из Москвы к примеру в Хельсинки и обратно занимает 2 дня, что фактически ограничивает игровое пространство своим текущим городом.
По механике игра - классическая ММОРПГ, где надо прокачиваться на заданиях и монстрах. Но и мир и интерфейс очень оригинальны, не похожи ни на что существующее. Социальность сделана правильно - с самого начала все разделены на друзей и врагов, конфликт мировой войны поставлен во главу угла. Группы, гильдии, турниры - все как надо. Монетизация выглядит очень слабой (и этот тренд будет дальше у всех игр в обзоре), но ввиду уникальности и геймплея и жанра я думаю еще никто не знает как делать ее правильно.
Фишка: управление жестами - помогает сильному погружению в игру
Стоит позаимствовать: очень красивую стилизацию интерфейса игры и сайта

Android, iOS, Chrome WebStore
Полноценная большая ММОРПГ со своей механикой боя, крафтом предметов, классами и спец способностями, гильдиями и чатом. Карта реального мира используется по сути для фона, никакого взаимодействия с ней нет. Некоторые объекты в игре появляются вблизи парков или рек в реальном мире, но в целом связь с реальностью слабая.
Фишка: игроки могут строить целые города
Стоит позаимствовать: стандартный зум гугло-карты доступен только после изучения игрового навыка

iOS
Творческое переосмысление идей настольной "Монополии" - покупаем заведения, развиваем их, чекинимся сами и зовем других - собираем профит. Очень казуальный геймплей с дружелюбным интерфейсом. Все заведения реальные - из Google Places, каждый чекин засыпает игрока наградами, чекинов много и они восстанавливаются как энергия - все правильно. Карта мира не используется, только список заведений. Увы, настольная Монополия - настоящий праздник дружбы и социализации, а тут социальность сделана из рук вон плохо.
Фишка: отлично интегрированы штрих-коды с реальных товаров
Стоит позаимствовать: в зависимости от геоположения игрока ему дают разные брендированные товары

Android, iOS (недоступна из России, мир игры ограничен США)
Чекины приходят в Grand Theft Auto - теперь можно ограбить реальный Citibank на углу Бродвея и Второй. Интересное сочетание элементов и механик соцсетевых мафий, приправленное геолокацией. Увы, но игра полна фатальными недостатками. Вручную собранная карта мира и база мест для чек-инов имеет 500-метровую жесткую геопривязку к реальному местоположению, что сильно ограничивает геймплей - в таком солидном городе как Сан-Диего я попадю в зоны без объектов вообще, где делать совсем нечего. Во-вторых инопланетный интерфейс не дает спокойно поиграть. Хотелось бы, чтоб основатели компании - сплошь ветераны Playdom и SCEA - одумались и переделали все правильно.
Фишка: глобальные турниры - запад против востока, айфоны бьются с андроидами, городские гасят сельских
Стоит позаимствовать: интересную механику боя - слот-машина с выпадением результатов

iOS
Под покровом приятного интерфейса и вполне игровых заставок, заданий, кнопочек скрывается вовсе не игра, а гео-ориентировання социальная сеть для визуалов. Суть проста - делаем уютную фотку любимого котика, в два клика фотошопим к ней забавного андроида, пишем 140 символов комментарий и отправляем робота с этой фоточкой в путешествие. Где-то на другом краю Земли робота находят, заряжают его батарейками и радуются вашему котику, посылая в ответ свою собачку. Но не факт что собачка дойдет до адресата - у робота кончается энергия, и кто-то добрый должен его найти и зарядить. Эдакое письмо в бутылке, путешествующее по миру. Последняя новость в блоге датирована февралем 2011, так что смотрите скорее - могут и закрыть.
Фишка: жесткая геопривязка - надо физически перемещаться по городу, чтобы собирать батарейки для роботов
Стоит позаимствовать: очень приятный интерфейс сканирования карты и притягивания батареек

iPad, Facebook, web
Выращивай траву, строй рестораны, убивай зомби. Да, безусловно творцы этого шедевра много курят, но при этом умудрились взять две совершенно несвязанные игровые механики и объединить их во вполне осмысленную игру. Классическая ферма (засеивай-поливай-собирай-продавай) и простая аркада с могилами, зомбями и мозгами. Трава нужна для денег, деньги - для ресторана, где восстанавливается здоровье после борьбы с зомбями. Все рестораны аутентичные - из базы Yelp, перемещаться можно только по США и Канаде, но абсолютно без ограничений.
Фишка: эксперимент с портированием на фейсбук - примет ли игру аудитория соцсетевых ферм?
Стоит позаимствовать: качественный оверлей поверх гуглокарт, дающий ощущение игрового мира
Проекты, на которые можно потратить пару минут:
Turf Wars (iOS) - Мафия из соцсетей, переложенная на реальную карту
Bounty Island (iOS) - стандартная копалка из соцсетей c картой
QONQR (iOS, WP7, web) - варгейм на карте нашего мира, с захватом городов
Merchant Kingdom (iOS) - теперь и в Google Maps можно грабить корованы!
Beebble (iOS) - казуальная игра про пчелок в больших городах, убитая совершенно адским интерфейсом
Geopoly (iOS) - хорошая экономическая стратегияв альфа-версии
BigShot (iOS) - еще одна мафия
Проекты, на которые смотреть не стоит: Gbanga, GEO Hunters, Own This World, WarSquare, Travellers Quest, Home Invasion, TapCity, MayorWar, Oust.me, Besyde, Mobzombies, ForsqWar, Stinktopia. Отдельно отмечу MyTown 2 - после смены основателя и CEO на финансово подкованного ветерана из Electronic Arts и Hasbro, вместо следующей инновационной игры студия Booyah сделала более чем унылый клон CityVille.
Что посмотреть и послушать
Выступление Keith Lee, бывшего CEO Booyah (MyTown) на конференции DICE:
Обсуждение особенностей дизайна чекин-игр от авторов Dokobots:
http://schedule.sxsw.com/events/event_IAP7038
И слайды к нему: http://dokobots.com/media/Dokogeo-BeyondCheckins.pdf
Много материалов с конференции Where 2.0:
http://whereconf.com/where2011/public/schedule/proceedings
Зачем все это
Если кратко - есть спрос со стороны бизнеса, есть огромный интерес инвесторов, есть больше миллиона early adopters. Но нет пока продуктов, совмещающих сильную и востребованную связь с реальностью, глубокий геймплей и хорошую лояльность, и продуманный user experience на множестве платформ. Плюс хорошую монетизацию гео-ориентированного геймплея пока еще никто не придумал. Стартаперы - дерзайте, этот океан еще никем не освоен.
Спасибо, интересно!
Интересно! Спасибо большое.
Обзор понравился, писал спец., спасибо. Где бы найти такого инвестора, который понимает что такое новый геймплей для геосоциалки? У меня есть прототип, но как всегда нет топлива, чтобы его реализовать...Collective Intuition Game, если прогуглить там я и выпаду....вторым сверху